Desktop as a Service (DaaS, «рабочее место как услуга») — это предоставление пользователям виртуальных рабочих столов через интернет. В сервис включают операционные системы, приложения, файлы и пользовательские настройки из облака.
Рабочий стол как услуга подразумевает, что вся работа ведется на виртуальных машинах, которые размещены в хранилищах, вычислительной и сетевой инфраструктуре, которой управляет поставщик облачных услуг. Пользователи получают доступ к рабочему стола с разных устройств, таких как настольный компьютер, ноутбуки, планшеты, тонкие клиенты и в некоторых случаях даже смартфоны. Как правило, для доступа к рабочим столам используются компьютеры с низкой производительностью — тонкие клиенты.
В первую очередь услуги DaaS актуальны для компаний с распределенной структурой, где сотрудники работают удаленно. С Desktop as a Service такие компании могут обеспечить своим сотрудникам единый доступ к необходимым приложениям и данным, независимо от их местоположения.
Кроме того, DaaS будет полезен предприятиям, которые хотят снизить затраты на поддержку и обновление аппаратного обеспечения. Переход на облачные рабочие столы позволяет уменьшить расходы на приобретение мощных компьютеров и упростить управление ИТ-инфраструктурой.
Также DaaS более выгоден с точки зрения безопасности: данные, с которыми работают сотрудники, не хранятся на их локальных компьютерах. Соответственно, риски, связанные с их утерей или кражей, снижаются.
Наконец, DaaS подходит в случаях, когда требуется быстрое масштабирование ресурсов. В случае роста компании или сезонных пиков облачные рабочие столы позволяют быстро создавать новые рабочие места.
В рамках DaaS облачный провайдер размещает у себя в облаке инфраструктуру, сетевые ресурсы, хранилище и передает виртуальный рабочий стол на устройство пользователя. Таким образом клиент получает доступ к данным и приложениям рабочего стола. Организации приобретают столько виртуальных рабочих столов, сколько им необходимо, и оплачивают их по модели подписки.
Доступ к услуге получают либо через через веб-браузер на основе HTML, либо через безопасное приложение, загруженное на рабочее устройство. Облачный провайдер берет на себя управление серверной частью — оно обычно включает в себя обслуживание, резервное копирование, обновление и хранение данных. Помимо этого поставщики обеспечивают безопасность рабочих мест.
Технология VDI («виртуальные рабочие столы») подразумевает, что данные с компьютеров пользователей хранятся централизованно, а не на жестком диске каждой машины. Разница в том, что с помощью VDI организация разворачивает виртуальные рабочие столы из собственных локальных центров обработки данных. За приобретение, управление и обслуживание всей необходимой инфраструктуры отвечают отдельные ИТ-команды. То есть VDI требует инвестиций в сетевые технологии, серверную часть и вычислительную инфраструктуру в центре обработки данных, а также в сотрудников, у которых есть опыт настройки виртуальных рабочих столов и управления ими.
В случае с DaaS организациям, оформившим подписку, не нужно управлять собственным оборудованием. Все описанные выше процессы происходят на стороне поставщика услуг, а компания-клиент только регулирует количество виртуальных столов с помощью подписки.
Скорость развертывания. Рабочий стол уже настроен, компании достаточно подключиться к новому устройству — этот процесс после активации лицензии занимает пару минут.
Гибкость. Сотрудники, сезонные работники и подрядчики получают доступ к своим приложениям, удаленным рабочим столам и конфиденциальным данным из любого места.
Масштабируемость. Организация может в короткие сроки развернуть нужное количество рабочих столов, если изменились потребности бизнеса. При этом компании не придется инвестировать в дополнительную инфраструктуру.
Оптимизация расходов. DaaS позволяет значительно сократить затраты на инфраструктуру. Компания избавляются от необходимости регулярно обновлять и обслуживать парк компьютеров, содержать команду для поддержки локальной инфраструктуры. Кроме того, снимается вопрос закупки и управления лицензиями на ПО.
Безопасность. Компании защищены от кражи или потери личных устройств. Поскольку данные хранятся в центре обработки данных, украденную вещь можно просто отключить от услуги. Безопасность DaaS основана на политиках нулевого доверия, которые блокируют все небезопасные соединения. Также защита обеспечивается TLS-шифрованием канала связи, что гарантирует безопасное подключение пользователей к облачному сервису.