Транспортная инфраструктура

Надежность автомобильных IT-систем

Умные автомобили удобнее и безопаснее машин предыдущих поколений. Они помогают своим владельцам парковаться, сами держат безопасное расстояние до следующей машины в потоке, а с использованием технологий обновления по воздуху (OTA, over-the-air) в них создаются целые экосистемы приложений и дополнительных сервисов для водителей и пассажиров.

Тенденции в отрасли

Уже в 2023-м году 69% всех продаваемых в мире автомобилей будет способно «общаться» друг с другом и с внешними источниками.

Развитие технологий (в т.ч. мобильной связи стандарта 5G, а также V2X, коммуникаций и взаимодействий между транспортом и окружающей средой) позволит умному автотранспорту учитывать все больше данных об обстановке вокруг — о других участниках движения, погоде, знаках и указателях, состоянии дороги и остальных факторах. Но полное взаимодействие умных автомобилей друг с другом и с дорожной инфраструктурой (например, светофорами или дорожным освещением) возможно благодаря технологиям интернета вещей (Internet of Things, IoT). Автономно обмениваясь данными, оперативно их обрабатывая и реагируя на полученные результаты, умные устройства образуют интеллектуальную среду, в которой минимизируются шансы непредвиденных ситуаций на дорогах.

По прогнозам экспертов, уже в 2023-м году 69% всех продаваемых в мире автомобилей будет способно «общаться» друг с другом и с внешними источниками, что повлечет активное развитие новых сервисов и бизнес-моделей на авторынках. Ведущие автопроизводители и IT-компании ведут активную работу над созданием беспилотных автомобилей и ожидают их появление на дорогах общего пользования уже в ближайшие годы. Массовое распространение беспилотных автомобилей, включая грузовые, вызовет очень заметные перемены в жизни людей и в экономике в целом.

Необходимость защиты от кибератак

Современные автомобили гораздо сложнее, чем просто электромеханические транспортные средства: это целые инфраструктуры, которые могут подключаться к разным облачным сервисам, включают в себя мобильные управляющие приложения, сервисы помощи водителю и многое другое. К обеспечению безопасности таких сложных систем следует относиться крайне внимательно.

Последствия успешных атак на умные автомобили могут быть очень серьезными. Компрометация блоков телематики или головного устройства может привести к утечкам персональных данных водителей, начиная с банковских данных и паролей до аудиозаписи разговоров в салоне. Неавторизованный же доступ к системам управления может поставить под угрозу жизни пассажиров и других участников движения.

«Лаборатория Касперского» внимательно следит за тенденциями развития automotive-индустрии, чтобы предлагать инструменты для построения эффективных, удобных и безопасных решений, которые позволят водителям и пассажирам наслаждаться всеми преимуществами подключенного автотранспорта.

Примеры применения решений на основе KasperskyOS в транспортной инфраструктуре

Технологии KasperskyOS позволяют совершенствовать умный автотранспорт и разрабатывать надежные бортовые системы (управления двигателем, помощи водителю и др.), а также элементы интеллектуальной дорожной инфраструктуры с встроенной защитой от киберугроз.
Подключенные автомобили
  • Подключенные автомобили

  • Умная дорожная инфраструктура

Разработка решений для безопасных умных автомобилей

Темпы развития индустрии умного автотранспорта диктуют новые правила построения IT-решений для подключенных автомобилей. Так как встроенные компьютерные системы автомобиля прямо или опосредованно подключаются к интернету, следует закладывать принципы безопасности уже на этапе их разработки. Это позволит свести к минимуму возможность появления уязвимостей в таких системах.

Kaspersky Automotive Adaptive Platform на базе KasperskyOS — надежная SDK-платформа, на основе которой можно создавать защищенные решения для электронных блоков управления (ECU), в том числе телекоммуникационных блоков(TCU/V2X, шлюзы), систем помощи водителю, беспилотных автомобилей (HAD/ADAS) и других составляющих цифровой кабины (digital cockpit) в умном автотранспорте.

Архитектура и технологии нашей операционной системы обеспечивают изоляцию компонентов и контроль над межпроцессными взаимодействиями. Такой подход, в котором разделенные системы не могут влиять друг на друга, позволяет достичь высочайшего уровня надежности и безопасности решения.

Kaspersky Automotive Adaptive Platform соответствует стандарту AUTOSAR Adaptive и позволяет выстраивать IT-решения в соответствии с ним. Сама платформа разрабатывается в соответствии с отраслевыми стандартами безопасности (Safety), такими как ASIL и ASPICE.

Защищенный интернет вещей на дорогах

В современном мире умные автомобили — часть интеллектуальной дорожной инфраструктуры. Бесперебойное взаимодействие всех ее компонентов способно сделать поездки комфортными и безопасными: например, светофоры заменят регулировщиков, самостоятельно подстраиваясь под загруженность перекрестков и не допуская пробок, а автомобили смогут распознавать друг друга даже в условиях плохой видимости, предотвращая ДТП.

Минимизировать риски для дорожных IoT-систем можно с помощью защиты гейтвея, или шлюза — именно через него вся информация от умных устройств передается в центры обработки и хранения данных, а управляющие команды доходят до актуаторов.

Защищенный шлюз Kaspersky IoT Secure Gateway на основе операционной системы KasperskyOS — ключевой компонент решения Kaspersky IoT Infrastructure Security. Устанавливаясь на границе IoT-инфраструктуры и внешних сетей передачи данных, он блокирует атаки на локальные устройства (например, на датчики движения в умном освещении дорог) и каналы, через которые проходит информация. Гейтвей также выявляет неавторизованные подключения к сети и осуществляет защищенную передачу управляющих команд из диспетчерской на актуаторы. Прозрачность систем и удобное централизованное управление всей инфраструктурой интернета вещей обеспечивается благодаря продукту Kaspersky Security Center. С его помощью администратор может из одной точки контролировать состояние систем и отслеживать события в них, вовремя реагируя на инциденты.