Сюрприз! Принципы конструктивной безопасности, которые лежат в основе кибериммунного подхода встречались задолго до того, как человечество придумало «цифру» и процессоры. Хотя никто, конечно, не называл это «кибериммунитетом». Ну не было маркетологов в те стародавние времена, что поделать
.
Не верите? А вот один из ярких примеров — автомобильные зоны деформации и защитный каркас обычного автомобиля. Вы скажете: «Какой ещё кибериммунитет в железном коне, где главный интеллект — это водитель, а не компьютер?» Но, в действительности, в обычном автомобиле использовались ровно те же принципы, что и в современных системах с кибериммунной архитектурой:
- Изоляция доменов. В машине всё чётко разделено на «доверенную сердцевину» (крепкий салон) и «жертвенные внешние части» (бампер, капот, крылья). При лобовом столкновении гнётся всё, что снаружи, а пассажирская капсула остаётся максимально целой и невредимой. Иными словами, внешние элементы могут «умереть героем», зато спасают самый важный актив — пассажиров. Примерно так же в кибериммунном подходе изолируют критичные модули, чтобы, если атака и «помнёт периферию», ядро продолжало работать, как ни в чём не бывало.
- Контроль межпроцессных взаимодействий. В автомобиле «процессы» тоже есть — процессы ударной нагрузки, деформации, энергии столкновения. Механики и инженеры не просто оставляют металл, как есть, а рассчитывают направление, амплитуду и скорость смятия, чтобы разрушающее воздействие распределялось по безопасным траекториям и не пробило саму кабину.
- Минимизация доверенной кодовой базы. В случае с автомобилем это аналог «сокращения до минимума того, что влияет на критичные функции». Критичная функция машины — спасти ваше здоровье при аварии (а, по возможности, и внешний вид, но это второстепенно). Сама по себе «жёсткая капсула» из прочного металла — вот она, доверенная база, в которую мы верим, и на которую мы опираемся. Всем остальным можно пожертвовать, лишь бы капсула сработала ка надо!
Так что не верьте, когда вам говорят, что «кибериммунный подход — это нечто суперновое»! Смело возражайте: «А защитный каркас в машине — это не кибериммунитет что ли?». И, глядишь, придётся научному сообществу признать, что первые концепты кибербезопасности появились намного раньше первого компьютера. Просто называлось это иначе.
Вывод: кибериммунитет — это не только «программисты в белых пальто», сочиняющие сложнейший код. Это подход, который человек (даже не подозревая о будущем Интернете) применял веками, когда нужно было сохранить самое ценное и пожертвовать чем-то менее критичным. И автомобили — лишь один из понятных примеров «кибериммунной идеи», которая уже много лет колесит по дорогам .