Документы eng
... / Блог / О спорт, ты — IoT

О спорт, ты — IoT

29.06.2018
Андрей Никишин

Даже если вы далеки от футбола, то мундиаль 2018 в России всё равно так или иначе вас коснулся. А если вы всё-таки следите за футболом, то наверняка обратили внимание на довольно частое использование во время матчей новых современных технологий. К их числу можно отнести Video Assistant Referee (VAR). С помощью этой технологии стало гораздо проще разрешать спорные моменты на поле, в частности, назначение (или не назначение) пенальти стало справедливее, да и ситуации с голами стали однозначнее.

Современные ИТ технологии уже довольно давно используются в спорте. Взять хотя бы технологию Hawk-Eye, которая используется не только в футболе, но и в теннисе, крикете и волейболе уже более 15 лет. Эта интересная технология аггрегирует данные с нескольких камер и, обрабатывая изображения с них, выдаёт вердикт, например, о том, пересёк ли мяч линию ворот в футболе, или линию разметки в теннисе. Ещё одна технология, которая тоже используется в футболе, – это GoalRef. Она работает по совершенно другому принципу: в мяч внедрен специальный чип.


Фотография с сайта FIFA.com

Если немного пофантазировать и представить, что чип может внедряться не только в мяч, но и в форму игроков, тогда электроника сможет однозначно определять положения вне игры, или кто последний касался мяча до его выхода за пределы поля. В итоге боковые судьи в футболе окажутся не нужны, а количество ошибок по вине человеческого фактора заметно сократится.

Игровые виды спорта – это не единственный пример, где высокие технологии и интернет вещей находят себе достойное применение. Гимнастика, прыжки в воду – этих видах спорта высокие технологии тоже нашли себе место. Компания Fujitsu разработала систему 3D Sensing, которая используется пока только как тренировочный инструмент, помогающий спортсменам достичь лучших результатов. Несмотря на то, что система используется в спорте не так давно, Fujitsu позиционирует её как полноценную замену судьям. Система использует для своей работы лазерные 3D сенсоры, сканирует движения спортсмена, на основе собранных данных строит модель, собирает статистику. Также в 3D Sensing есть библиотека всех гимнастических элементов, которая даёт системе возможность в реальном времени распознавать тот или иной элемент и подсчитывать сложность выступления атлета. Система уже прошла апробацию на крупных региональных и международных соревнованиях, а Международная Федерация Гимнастики (FIG) уже планирует использовать данную систему на Олимпийских играх в Токио в 2020 году в качестве вспомогательной. Кто знает, может быть уже в 2024 году судей-людей в гимнастике и не будет.

Использование ИТ технологий позволяет убрать элемент субъективизма при оценке спортсменов в тех видах спорта, где необходимо оценивать техническое исполнение тех или иных элементов, а не, скажем, артистизма.

Но не только спорт высоких достижений использует новейшие технологии. Нам, простым обывателям, тоже кое-что перепадает. Взять те же спортивные браслеты, которые назойливо напоминают нам о том, что пора встать и пройтись, или позволяют посоревноваться с другом, который находится за 1000 километров, или разработать план тренировок и проконтролировать процесс при подготовке к марафону. Если вы занимаетесь гольфом, то знаете, как сложно бывает добиться правильного свинга. В этом вам могут помочь всё те же ИТ технологии: показать на экране смартфона все ваши ошибки и дать рекомендации, что надо исправить.

Я большой поклонник использования современных технологий в спорте и считаю, что это только обогащает спорт, уменьшая субъективизм и количество досадных человеческих ошибок. Но при этом я искренне надеюсь, что роботы никогда не заменят самих спортсменов, и болея за любимую команду мы так же будем переживать из-за промахов, нереализованных моментов и радоваться забитым голам. А иначе зачем нам спорт?